Турбазы Гостиницы Санатории Золотое кольцо Речные круизы Санкт-Петербург Отдых в Крыму Горнолыжные туры Событийные туры Отдых на море Детский отдых Активный отдых Туры выходного дня Новогодние туры

Интересные здания

Больница Д.С. Поздеевой

Ул. Б.Горная, 100
“Поздеевская” больница, или, как она называлась полностью, детская больница имени Д. Поздеевой (ныне отделение 5-й детской инфекционной больницы) была построена в 1899 г. В палатах внутренние углы стен были выполнены закруглёнными, в интересах гигиены.
Архитектор В. Владыкин, оттолкнувшись от мотивов и форм старорусского зодчества, вылепил современный, по-новому выразительный, очень пластичный и даже нарядный объем. В свою палитру он взял фигурный кирпич, изразцовую плитку с орнаментальным рисунком, искусной работы металлические решетки. Здание напоминает изысканную шкатулку — оно так же компактно, исполнено вкуса, богато украшено. 

Особняк Э.Бореля

Ул. Волжская, 22
Это здание – шедевр провинциальной архитектуры начала ХХ века. Особняк был построен в 1909 году в стиле “чистого” модерна саратовским архитектором Петром Митрофановичем Зыбиным. Экспрессия, присущая стилю, свободное сочленение объемов в сложную многофасадную композицию, богатство и изобретательность пластических элементов — вот качества, которые, объединившись, создали архитектурный образ редкой притягательной силы. Если выделить главное, определяющее качество особняка, то это компактность: он, как плотно сжатая пружина, тревожит внезапностью притаившейся энергии. Масса здания собрана вокруг центральной точки — холла; центростремительная сила округляет все элементы дома — окна, углы, макушки пилонов, изгибает стены, стальные решетки, навесы и оконные переплеты. Стены едва заметно наклонены вовнутрь, — если продолжить их вверх, то они рано или поздно встретятся в “небесном фокусе”. 
Внутри особняк очень просторен, даже велик. Интерьеры, существенно осовремененные за многие годы и ремонты, все же сохраняют стильный колорит.

Саратовский Государственный университет

Ул. Астраханская, 83
6 декабря 1909 года в день официального открытия Саратовского университета после торжественной литургии в Новом соборе состоялся крестный ход на Московскую площадь - для освящения места строительства новых корпусов университета. 
Весной 1910 года начались строительные работы. Строительная комиссия во главе с первым ректором университета профессором-хирургом В.И. Разумовским и главным архитектором проекта, упомянутым К.Л.Мюфке, энергично взялась за дело. И к середине 1914 года были построены 4 корпуса, сооруженных "в классическом стиле, в оригинальной современной трактовке его", образовавших единый архитектурный комплекс, ставший по праву достопримечательностью Саратова. 
Весь основной труд, охватывающий проектирование и строительство, К.Л.Мюфке выполнил лично. Его ближайшими помощниками были молодой архитектор-художник В.Д.Караулов, техник гражданских сооружений С.Ф.Рагозин и скульптор-лепщик В.К.Федоров. 
Несмотря на примитивную строительную технику того времени, работы по возведению и отделке университетских корпусов были выполнены чрезвычайно добротно, следствием чего явились и прочность зданий, и нарядность их оформления, и функциональность внутренних помещений, работать и учиться в которых было удобно и приятно. До сих пор, невзирая на плохое содержание университетских корпусов, на стенах их отсутствуют трещины, на фасадах почти вся лепная деталировка и скульптурная отделка не деформировались, как и остались не нарушенными кафельные полы и лестницы, дверные и оконные конструкции, скамьи и столы в аудиториях, лестничные ограды и перила. Жизнь апробировала творения зодчего К.Л.Мюфке как в архитектурно-художественном, так и в инженерном отношении.

Клинический городок СГМУ

Ул. Большая Садовая, 137
Одновременно со строительством зданий на Московской площади (ансамбль Саратовского государственного университета) К.Л.Мюфке проектирует здания клиник для университета в так называемом Агафоновском поселке. Все построенные там здания в настоящее время принадлежат третьей клинике медицинского института. Мюфке составил все проекты зданий, и он же осуществил их в натуре. К ним относятся хирургический корпус, корпус для нервных болезней и корпус болезней уха, горла и носа. Здания представ­ляют интерес как с планировочной, функциональной, так и видовой точек зрения.

Особняк П.И. Шмидта

Ул. Волжская, 32
Особняк мукомола П.И. Шмидта, выстроен в начале ХХ столетия (1906 г.) неизвестным архитектором. Сдержанность деталей, аристократизм орнамента — и смелая компоновка объемов, крупная пластика, динамичная асимметрия массы здания — все это характеризует один и тот же дом. 
Объемная композиция, свободный план, асимметричные фасады — от “чистого” модерна; рустованный цоколь, лепнина и скульптура, отдельные детали и формы (портал входа, аттики, пилястры) — от неоклассицизма; суховатая графичность, ограниченный набор материалов и мотивов, большие квадратные окна — от рационализма. Он, пожалуй, преобладает, определяет общее настроение памятника (и это несмотря на прямо-таки усадебные, барские фрагменты садовой части здания — фигуры львов у входа и манерно-пластичный грот).

Губернская канцелярия

Ул. Вольская, 20/22
Эти два дома стоят рядом, и очевидно составляют единый архитектурный ансамбль: здание губернской канцелярии и дом саратовских губернаторов (особняк Столыпиных). Особняк Столыпиных  строили его по проекту известного саратовского архитектора А.Клементьева. Кроме дома губернатора, Александр Николаевич проектировал знаменитый театр Очкина возле сада «Липки» (после революции его снесли), Мариинскую женскую гимназию (Горького, 18), здание на Советской, 2 (сейчас там расположен банк). 
В период «экспроприации экспроприаторов» дом П.Столыпина был передан туберкулезному институт. В 30-е годы двадцатого века здесь поселился областной противотуберкулезный диспансер.

Консерватория

ул. Кирова, 1
В центре Саратова, на проспекте Кирова, стоит здание, своим обликом переносящее нас в мир сказок Гофмана с их заколдованными готическими замками, в мир музыкальных обра­зов балетов Чайковского. Формы его живописных фасадов, чет­кий, устремленный ввысь силуэт сразу запечатлеваются в памяти. Это - Государственная консерватория имени Л. В. Собинова. Основана она в 1912 году по инициативе местного от­деления Императорского русского музыкального общества (ИРМО) и была в то время третьим высшим музыкальным за­ведением страны. 
Открытие в Саратове консерватории было закономерно. Столица Поволжья к тому времени обладала для этого необходимыми средствами, давними музыкальными традициями, прекрасными музыкальными силами. У начала консерватории стоял знаменитый русский композитор С. В. Рахманинов. В ее Большом (ныне Октябрьском) зале звучали голоса великих певцов Л. В. Собинова и Ф. И. Шаляпина. 
Здесь же, на заседании Саратовского Совета 26 октября 1917 года, была провозглашена Советская власть. 
Построенное в 1902 году по проекту петербургского архитектора А. Ю. Янга, здание предназначалось для музыкального училища. Оно сразу же было подвергнуто острой критике, главным образом за его внешний вид. В местных газетах его сравнивали, как правило, с хлебным элеватором, что никак не устраивало ни Саратовское отделение ИРМО, ни городскую думу. Наконец появилась возможность улучшить внешний вид здания. И городская дума объявляет конкурс. В соревнование включаются лучшие архитектурные силы города (а они были значительные). Победителем был признан С. А. Каллистратов, успешно работавший до этого в Новороссийске. Надо отдать должное думе - решительность и вкус, проявленные ею в присуждении первого места, были сродни смелости и таланту предложенного проекта. И вместо суховатого, монотонного решения фасадов город получил вдохновенную композицию в романтически приподнятых формах, в основу которых легли приемы композиции и стилистики южно-немецкой готики. 
Новое архитектурное сооружение современники единодушно признали выдающимся событием в культурной жизни города. Оно и ныне по достоинству оценивается как подлинный памятник истории и культуры.

Усадьба М.А.Устинова

ул. Лермонтова, 34
Богатый саратовский купец М.А.Устинов в 80-х годах восемнадцатого века построил два отдельно стоящих дома. В начале же девятнадцатого века, он решил два отдельно стоящих здания архитектурно оформить в одно – превратить старые каменный флигеля в большой особняк в новом классическом вкусе. 
Для этих целей в 1813 году Михаил Устинов обратился к И.Ф.Колодину, приехавшему в Саратов из Петербурга в связи с ремонтом Свято-Троицкого собора. Архитектор предложил объединить дома в единый объем и надстроить третий этаж. Также предполагалось добавить лепной орнамент, возвести портал из коринфских колон и угловые портики. Так и сделали. Довольно скоро особняк Устинова был готов. 
В конце 1830 года М.А.Устинов уступил это здание для нужд духовной семинарии. В доме часто бывал Н.Г.Чернышевский. А почти через сто лет, в 1929 году, власти отдали здание под Областной музей краеведения, который и сейчас находится здесь. 
После реставрации и капитального ремонта 1969 года, зданию был придан исторический облик. 
Здание является типичным сооружением в стиле русского классицизма. Но архитектура не столь эффектна, скорее типична для особняков той поры. Можно даже усмотреть ряд недостатков в архитектуре Устиновского дома: недостаточно выразительный портал, «плоский», словно вырезанный из картона, фасад. 
В памяти у туриста, побывавшего в Саратове (особенно, прибывшего в город на теплоходе), навсегда останется в памяти это вроде бы простое, но в тоже время выразительное здание.

Коммерческое собрание

ул. Соборная, 18
Здание Коммерческого собрания (ныне Дом офицеров, ул. Соборная,18), выполненное в рамках традиционных композиционных приемов русского классицизма уже в начале ХХ века. 
Объемные окна, лепные украшения на фасаде, оригинальные колонны, дверные проемы - во всех деталях этого каменного "симфонического оркестра" виртуозность, динамика. В 1861 году в двухэтажном доме, построенном купцом Тюльпиным, разместился коммерческий клуб. В 1909 году был надстроен третий этаж, в 1914-м саратовский архитектор М.Г. Зацепин изменил фасад, оформил интерьеры здания, в котором еще полнее выразилась гибкость неоклассики.

Особняк Ф.Катенева

ул. Челюскинцев, 12 
Первый каменный частный дом на главной городской площади выстроил купец Филипп Васильевич Катенев. Обыватели с изумлением поглядывали на быстро строившийся особняк с восьмиколонным портиком, поднятым на аркаду первого этажа. 
После перевода Саратовской духовной семинарии и училища в новопостроенные здания бывший особняк купца Катенева некоторое время занимала 2-я мужская гимназия. Потом здесь разместилось 2-е реальное училище, в котором несколько лет учился Борис Бабочкин, уроженец Саратова, ушедший потом в одну из местных театральных студий. Борис Андреевич стал народным артистом и всем известен как исполнитель роли Чапаева в одноименном фильме братьев Васильевых. 
До сего времени особняк на площади служит целям просвещения. В нем размещается классическая гимназия.

Здание управления РУЖД

ул. Московская, 8
По проекту архитектора А.М. Сальков в 1907-1914 годах в Саратове стали строить дом для размещения Управления Рязано-Уральской железной дороги. 
Новое огромное многоэтажное здание с эклектическими фасадами во многом копировало здание в Петербурге на Екатериногофском проспекте и резко выделяло площадь из окружающей застройки. 
Огромное здание Управления железной дороги обладало по тем временам многими инженерными и техническими достоинствами и исправно служит все это время по прямому назначению. 

Женская гимназия Куффельд

ул. Первомайская, 75
"Женская гимназiя" – три четверти века красовалось на фризе этого дома. Открытое в 1914 году на Царицынской (ныне Первомайской) улице, неподалеку от Художественного музея им. А. Радищева, здание женской гимназии А.Д. Куфельд (потом 2-й женской министерской гимназии) – одна из четырех саратовских построек С.А. Каллистратова, выдержанных в духе неоклассицизма.

Здание биржи 

ул. Радищева, 43
В 1889 году академик архитектуры Ф.И. Шустер составляет проект здания биржи для саратовских купцов, предпринимателей, фабрикантов, деловая активность которых в “столице Поволжья” настойчиво искала выхода. Весной этого же года состоялась закладка здания на углу Московской и Никольской, а 7 сентября 1890 года торжественно открылось новое здание биржи — двухэтажное, довольно красивое. Биржа называлась товарной: предметом сделки являлся товар, продающийся по стандартам или образцам; заключались контракты (договоры) на его поставку по заранее обговоренной цене, в нужном количестве и определенный срок. 
Входной портал этого храма коммерсантов представляла торжественная лоджия с широкой лестницей, витиеватыми чугунными решетками, фонарями, лепными украшениями. Главный вход был с Московской улицы, второй - с Театральной площади. Первоначальный объем здания был небольшим — примерно вполовину нынешнего и, как оказалось, недостаточным, чтобы “держать” угол двух центральных, самых представительных в городе улиц. 
В 1918 году здание биржи было отдано под солдатский, а затем красноармейский клуб. После перевода клуба в особняк бывшего Дворянского собрания в годы нэпа возродилась биржа, уступившая свое место рабфаку. В 1935 году в этом Доме открылся исторический факультет Саратовского университета, находившийся здесь до 1999 года, когда был переведен в новый корпус. Ныне здание занимает Поволжская Академия Государственной Службы.

Хочу сюда!

Отправьте заявку для подбора тура

*
*
:
:
*
Введите код с картинки
Rambler's Top100   Туристический рейтинг.         Яндекс.Метрика