Турбазы Гостиницы Санатории Золотое кольцо Речные круизы Санкт-Петербург Отдых в Крыму Горнолыжные туры Событийные туры Отдых на море Детский отдых Активный отдых Туры выходного дня Новогодние туры

Интересные здания

Особняк Паисия Мальцева.
(ул. Коммунистическая, 75)

Особняк построен в 80-х гг. XIX в. по проекту академика архитектуры Франца Иосифовича Шустера, исполнявшего обязанности губернского инженера в Саратове.
Маски над каждым окном, основательный, с крупными тумбами парапет по всему периметру крыши, который прерывается аттиком в двух местах (над боковым входом и посредине главного фасада) и украшен вазонами с пламенем вместо цветов.
Боковой вход напоминает высокие узкие ворота. Это сходство подчёркивается арочным изгибом, который повторяет рисунок карниза и опирается на прямоугольные полуколонны (такие же полуколонны «поставлены» между окнами). Под этой «аркой» так называемый картуш, «орден» с завитушками, на котором изображена дубовая ветвь, символ силы и мужества. Чуть ниже - арочное полуокно. Между этими «ложными» арками – ещё один карниз, который проходит по всему периметру особняка. Под крайними тумбами аттика - украшения в виде кирпичей, которые называются рустовкой. Отрустованы угол здания, вертикали под тумбами аттика главного фасада и въездные ворота.
По горизонтали аттика главного фасада симметрично «расставлены» львиные головки. А сам аттик украшен квадратом чердака с круглым окном-отверстием и навесом, похожим на шляпку гриба. Под этим «грибком» - картуш с кадуцеем, жезлом древнеримского бога Меркурия, покровителя торговли. Он как бы возвышается символом над всей усадьбой, хозяин которой успешно торговал зерном и салом.
Некогда здание украшали грифоны из тонкого железа – могущественные мифические существа наполовину львы, наполовину орлы. Главные охранители дома, они в средневековье считались символом двойной (божественной и человеческой) природы Иисуса Христа. Архитектор отвёл им место на вершинах водосточных труб и по бокам аттического квадрата-чердака.
А справа от главного входа – въездные ворота. Они почти в точности повторяют форму бокового входа, но, по размерам, шире раза в два. А на картуше – изящная лилия, перевязанная ленточкой, символ невинности, чистоты и царственности. Впечатляет рисунок ворот: вверху – словно павлиний хвост, в середине, на обеих створках, - вазоны-светильники, которые опираются на овалы-ордена, установленные на «холмиках», и всё это на фоне тонких чугунных кружков и разнообразных завитушек.
Здание ошеломляет необычным сочетанием строгости и некоторой вальяжности, вызывает уважение и восторг одновременно. Создаётся ощущение, что здесь жил человек основательный, серьёзный, деловой, но, в то же время, романтичный.
Не случайно в народе ходит легенда, что Паисий Мальцев украшал свой особнячок в угоду некоей итальянке, в которую он был влюблён и которую хотел перевезти сюда, в Балаково. Однако маленький пыльный летом и грязный в распутицу волжский городок не понравился возлюбленной. Она уехала, а памятник, сооружённый якобы в её честь, остался. Кстати, считается, что романтические детали на здание добавлял великий Шехтель, который в 10-е гг. XX в. трудился в Балакове над храмом Святой Троицы.
Особенно «развернулось плечо, раззуделась рука» зодчего внутри дома. Словно ему было позволено делать всё, что только заблагорассудится, лишь бы обычный дом превратился во дворец. И Шехтель вложил всю свою энергию, всю фантазию. Даже подъезды он выполнил в разном стиле.
Главный - строгий, с широкими полуколоннами и нишами для фонарей. Справа – маленькая дверь во двор. Над ней небольшое квадратное окно, карниз которого опирается на незатейливые кронштейны. Чугунная лестница ведёт к основной двери, смещённой немного влево. Рядом - большое квадратное окно с широким подоконником.
А боковой, интимный подъезд – более светлый, игривый. По обеим сторонам - обнимающиеся амурчики, обведённые крупными лавровыми венками, перевязанными ленточками и бантиками. Над ними и дверью – арки с пастушками, играющими на дудочках. И всюду - обрамлением - цветочки, веточки, розанчики, милые, еле заметные личики ангелочков.
Отличаются друг от друга и комнаты. Они расположены по «дворцовому», сквозному принципу - по периметру здания – и богато украшены обильной и изящной лепниной, декорированными дубовыми дверями и мраморными каминами с фигурами. Причём у каждого зала свой стиль: охотничий, греческий, восточный. Поэтому в народе за особняком и закрепилось второе название - «Петродворец на Волге».
Паисий Мальцев был вхож в дом знаменитого московского журналиста и писателя Владимира Гиляровского и прославился своей благотворительностью и страстью к старине. Он собирал старопечатные и рукописные книги. В советское время часть его огромной коллекции стала основой отдела редких книг научной библиотеки Саратовского госуниверситета, а часть (наиболее ценная) осела в Государственных библиотеках Москвы и Ленинграда (теперь Петербург). Кроме того, Мальцев собирал документы и вещи российских знаменитостей, в том числе и писателя Н.В. Гоголя, материалы по истории масонства и Отечественной войны 1812 г. И последняя коллекция хранится в Государственном историческом музее в Москве.

Особняк Ермилина
(ул. Московская, 47)

На фоне скромного приземистого дома прислуги, с которым его соединяют ворота, одноэтажный особняк выглядит богато и даже роскошно. Но это не та роскошь со столичным оттенком, которая характерна для особняка Мальцева. Это роскошь провинциальная, помещичья. Увенчанная короной гирлянда на аттике раньше привлекала внимание к инициалам хозяина, которые потом были сбиты кем-то из «революционеров». По обеим сторонам этой «буквенной» композиции - сдвоенные витые колонны. Аттик словно опирается на четыре колонны с классической цветочной капителью и витым ободком на уровне середины окон. Окна обрамлены каменными наличниками и ободком-сандриком с цветком. Над четырьмя центральными окнами волнистый карниз. Белый цвет, которым помечены наиболее примечательные части фасада, только подчёркивает провинциальный шик, не лишённый вкуса. Чёрная, но изящная точка все композиции – крыльцо с ажурным навесом. Рисунок последнего настолько насыщен лёгкими «кружевами», что даже и не подумаешь, что они «сплетены» из тяжёлого чугуна.

Усадьба Анисима Мальцева
(Ул. Ленина, 21 – улица Советская, 70)

Это огромный усадебный комплекс, вытянувшийся вдоль улиц Советская и Ленина и напоминающий букву «Г». По ул. Советской - несколько особняков, плотно примыкающих друг к другу. Это словно одно длинное «разновозрастное» здание. А по ул. Ленина длинный каменный забор с въездными воротами, над которыми когда-то к ажурному кронштейну был подвешен огромный фонарь. По верху забора тянется ажурный кованый парапет. На другом углу квартала забор заканчивался часовней. В советское время она была перестроена в обыкновенный, ничем не примечательный магазинчик «Охотник».
Усадьбу начал создавать ещё отец будущего владельца, хозяин местного салотопленного завода, а потом и хлебопромышленник-миллионер, старообрядец Михаил Трофимович Мальцев. В середине XIX века он построил угловой одноэтажный дом, а потом к нему стало прирастать всё остальное. Просторный двор был достроен к 1891 году. Эта цифра запечатлена на аттике каретника, который и каретником-то назвать язык не поворачивается: основательный жилой двухэтажный дом с конюшней-гаражом.
Справа от въезда во двор когда-то был разбит садик, в тени которого скрывается «чайный домик». Арочные окна, прямоугольные полуколонны и остатки конусообразной крыши, которая наверняка раньше опиралась на колонны и покрывала небольшую круглую веранду, показывают, что в первые годы своей жизни это был уютный и привлекательный домик.
«Садик» отгорожен от основного двора ажурной кованой оградой. На столбах ограды когда-то стояли массивные вазоны, на что указывают довольно длинные штыри, на которые они были насажены. Какие деревья здесь росли, неизвестно. Когда они были срублены, тоже. Возможно, это произошло во время Великой Отечественной, когда здесь устроили танцплощадку.
Архитектурный облик усадьбы очень аскетичный. Только и выделяется крыша каретника с чердаком в виде башенки с флюгером. Невысокие полукружья редких аттиков, самые простые сандрики над окнами и незатейливый, разделяющий этажи карниз. Но зато какая композиция! Размашистая, хозяйская, мужицкая…
Не случайно именно это место облюбовали большевики для своего штаба. Здесь в 1918 году размещался райком РКП(б). А потом в просторных зданиях разместили больницу им. Пирогова.
Архитектурную линию усадьбы по ул. Советской завершает просторный каретный двор. Несмотря на то, что это - «подсобное» хозяйство, неизвестный архитектор и его постарался выстроить роскошно. Не просто каменные сараи, а основательные помещения, «украшенные» чёткими квадратами выпуклой кирпичной кладки и аттиками над окнами, которых настолько много, что они создают ощущение, что это гостиница, а не хоздвор. И над каждой дверью – кованые «подсвечники» со штырями: то ли для сальных свечей, то ли для газовых фонарей. Так и хочется здесь постоять и насладиться «музыкой» XIX века: говор хлопотливых мужиков, тихое ржание лошадей, шуршание сена… Любовь, с которой хозяин подошёл к строительству, казалось бы, самой обыкновенной конюшни, понятна: Анисим Мальцев был известным в Самарской губернии «лошадником» и выращивал рысаков киргизской породы - крепких, выносливых и быстрых иноходцев.

Здание торгового дома «Шмидт А.А. и сын».
(ул. Чернышевского, 26)

Угловая полукруглая башня-ризалит с крышей-шлемом и два «крыла» - фасада создают ощущение полёта: будто, несмотря на свою кажущуюся тяжеловесность, дом вот-вот взлетит. Эта иллюзия подчёркивается и боковыми эркерами-параллелепипедами, накрытыми четырёхлопастными куполами с иглами-шпилями. Окна первого этажа – большие витринные квадраты, поделённые на квадратики, и только одно, крайнее, - крупный выпуклый овал, «перечеркнутый» двумя вертикальными полосками и похожий на букву «Ф». Последний оконный модуль дал повод некоторым краеведам утверждать, что это здание построено по проекту Фёдора Шехтеля. Но документального подтверждения эта версия пока не получила.
На втором этаже поставлены большие арочные окна, поделённые крестом-рамкой на четыре части. В ризалите и эркерах они узкие. Кое-где надоконные вставки набраны из разноцветной перламутровой металлической плитки.
В нишах фасада поставлены скульптурные горельефы. Над главным, входом, по левую сторону наддверного «пузатого» балкона – бог торговли Меркурий (Гермес) в игривой позе, в традиционных сандалиях и шляпе с крылышками, с набитым деньгами мешочком на поясе и жезлом, обвитым двумя змеями, из-за спины его выглядывает козёл, которые неизменно сопровождал разные божества. Справа от балкона – богиня охоты Диана (Артемида): в руках у неё лук, за спиной – пугливый олень, в ногах – пучеглазые рыбы. А на другом фасаде ещё две богини: богиня земли Теллус (Гея), сеятельница с мешком, наполненным зерном, и богиня плодородия Церера (Деметра) с серпом и весомым снопом пшеницы на руках. Эти фигуры не случайны: отец и сын Шмидты торговали в основном сельскохозяйственными орудиями и охотничьими принадлежностями.

Пожарная каланча
(ул. 20 лет ВЛКСМ, 56)

Каланча была построена накануне Первой мировой войны. Казалось бы, типовое здание, но неизвестный архитектор превратил его башню в настоящее произведение искусства. Она разделена на несколько частей, которые как бы выходят одна из другой. Нижняя башня - основательная с продолговатыми окнами, украшенными большими застеклёнными розетками, средняя - с узкими «бойницами». Верхняя - как китайская пагода с коротким шпилем, напоминающим наконечник копья, и площадкой, огороженной кованым парапетом со строгим рисунком. Башня выполняла функцию не только наблюдательного пункта, но и городских часов.

Хочу сюда!

Отправьте заявку для подбора тура

*
*
:
:
*
Введите код с картинки
Rambler's Top100   Туристический рейтинг.         Яндекс.Метрика